| Стадии развития человека |
На сегодняшний день учёные всего мира ещё не пришли к единому мнению о том, сколько же точно стадий своего психического развития проходит человек от своего рождения до смерти. Так, например, Ананьев Б. Г. выделяет в своих трудах 7 стадий, Фрейд – 5, а по Эрику Г. Эриксону их целых 8.
В этой статье мы остановимся подробней на стадиях развития человека, описанных в трудах Эриксона.
1) Так, по его мнению, на первой стадии развития человека, первый год жизни, происходит познания таких жизненно важных навыков, как доверие или недоверие к окружающим его людям.
Так если ребёнка окружают любящие, всегда по первому зову удовлетворяющие его потребности близкие люди – он осознаёт, что в целом мир и не так плох, а люди, окружающие его – существа добрые и отзывчивые. Однако, если его окружают, например злые, не любящие или не проявляющие к нему должного внимания создания – у него формируется боязливость внешнего мира и людей, которая может перейти в последующие стадии его развития.
2) На второй стадии развития человека, охватывающей 2 и 3 год жизни, происходит развитие самостоятельности и появления в некоторых случаях нерешительности. Так на этом этапе развития маленький человек учится различным движениям – ходить, лазить, толкать и т. д. В этот период они любят самостоятельно разворачивать леденцы, пытаться достать что- либо с подоконника и т.д.
И если родители не будут мешать малышу, например, самостоятельно взять конфету из вазы, у ребёнка будет появляться уверенность в своих движениях, в том, что он вполне может управлять своим телом без посторонней помощи.
То есть – у него будет развиваться навык самостоятельности. Но если постоянно пытаться всё сделать за него, не поощрять его самостоятельности – в нём начнёт развиваться неуверенность в себе, сомнение в способности владением собственным телом. В дальнейшем эта неуверенность в себе может отрицательно отразиться на самостоятельности будущего взрослого человека.
3) С достижением третьей стадии развития человека, а она приходится на 3-4 год жизни по Эриксону, он начинает придумывать себе различные занятия самостоятельно, а не просто подрожать или отвечать на действия других людей. То есть – он начинает проявлять навыки изобретательства и фантазирования. Но благодаря появлению этих новых навыков и отношению к ним близких людей у него может сформироваться и чувство вины.
Так в этот период дети очень любят задавать различные, как кажется взрослым, бестолковые вопросы. И если, вместо того, чтоб подробно ответить на них, родные люди будут всё время упрекать своё чадо, что его вопросы назойливы, а игры им придуманные – бестолковые, ребёнок начнёт чувствовать себя виноватым, и это чувство вины может перейти в последующие стадии развития человека.
4) К четвёртой стадии развития человека Эриксон относит возраст от 6 до 11 лет. В этот период у ребёнка ещё остаётся интерес к познанию окружающего его мира. Появляется такое понятие, как очерёдность, регламентированность. В этом возрасте начинают проявляться интерес к конструированию или вышиванию. Но если родные будут всё время видеть в творчестве своих детей только «баловство» и «порчу материала», это может привести к развитию у них и такого чувства, как неполноценность.
В это время на него начинает влиять и мнение чужих людей – учителей, друзей, знакомых. Например, если у него что-то не получилось в классе, а учитель начал говорить, какой он тупой – это также может быть причиной развития чувства неполноценности в дальнейшем.
5) Наступление пятой стадии развития человека (с 12 до 18 лет), знаменуется пробуждением таких чувств, как любовь и ненависть к своим родителям. Какое именно из этих чувств возобладает им более всего, будет зависеть от того, сумеет ли ваше чадо полюбить кого- либо из своих сверстников. Также, с приходом этого периода, подростки начинают искать для себя различные идеалы.
Одним словом – подросток становится нетерпимым идеалистом. На это стадии развития человека ему важно идентифицировать своё Я, определиться со своей дальнейшей ролью в жизни.
6) На шестой стадии развития человека, наступающей по Эриксону с 19 лет до момента достижения им среднего возраста, человек познают радость близости (не только физической) и горесть одиночества. Так он начинает проявлять заботу о своих друзьях, родителях, второй половинке. Но если он не находит ответной заботы от этих людей, его уделом становится одиночество.
7) На зрелый возраст приходится седьмая стадия развития человека. То есть это такой период в его жизни, когда собственные дети уже стали подростками, а он сам определился до конца с выбором профессии, рода занятий. В этот период своей жизни человек может начать активно заботится о посторонних, выходящих из круга семьи людях.
Ему становится важным чувствовать свою сопричастность к происходящим вокруг событиям. Но если чувства быть необходимым окружающим не появилось – он может целиком сосредоточится только на самом себя, самопоглотиться.
На последней, восьмой стадии развития человека, когда с работы своей жизни он уже ушёл, появились внуки, а может даже правнуки, у него может наступить период ощущение цельности прожитой жизни или чувство полной безнадёжности. Это будет завесить от того, как он будет оценивать прожитую жизнь.
Если, при размышлении о жизни, он будет оценивать её, как прожитую полноценно и насыщено – возникнет ощущение цельности, если она будет представляться ему чередой все возможных промахов и упущений – он впадёт в состояние полной безнадёжности существования людей на земле.
Статья “Стадии развития человека” из рубрики | Развитие человека |
Ещё по теме: Возрастное развитие человека
Добро Пожаловать На Мои Соц. Страницы: