| Развитие сознания человека |
Развитие сознания человека началось с развития его мозга. Можно сказать плод его же труда. Но сам этот наиважнейший орган человека и его особенности – продукт природного и исторического развития. И уже в процессе развития человечества, получения им новых навыков и знаний, происходило развитие и этого жизненно важного для него органа, а вместе с этим, шло и общее развитие сознания человека.
Закон развития биологических организмов, определяющий психическое развитие животных, состоит из положения о единстве их функций и строения. Так, на основании этого закона, изменяющийся в ходе эволюции образ жизни живого организма, приводит к изменениям и его психики.
По основополагающему закону, развитие сознания человека и его психики – исторический процесс, который происходит тоже, благодаря изменению окружающей обстановки. Так, порождая своей деятельностью, предметы труда, различные постройки для комфортного существования на земле, придумывая различные культовые и культурные мероприятия, человек со всем этим формировал и формирует своё сознание и психику.
На этой естественной биологической закономерности было основано и одно из изречений Марксизма:
«Труд создал самого человека; он создал и его сознание».
В процессе развития культуры и получения человеком новых знаний об окружающем его мире, совершенствовался и внутренний мир самого человека. При этом сознание человека могло изменять формы и пути своего развития, в зависимости от окружающих его реалий. Так, с получением новых знаний о законах природы, противоречивших полученным ранее познаниям, убеждениям из различных религий и верований, элементарных наблюдений за процессами, происходящими в природе, изменялся и путь развития сознания человека.
При изготовлении, например, того же орудия труда, у человека появлялись такие понятия, как цель и мотивация, происходило его побуждение к реализации этой цели. В сознании человека происходит коренной перелом – он начинает понимать, что нужно изготовить орудие труда, для того, чтоб удовлетворить, например, свои естественные потребности в еде. И эта мотивация прекращает действовать, как неизбежная природная сила.
То есть человек начинает понимать, что, как говорится,
«Без труда, не выловишь и рыбку из пруда»
и, может быть, самое главное – у него появляется побуждение к этому труду. Ведь без изготовления того же орудия лова, трудновато ему будет поймать рыбку, и тем самым – удовлетворить свой голод.
Но на этом этапе развитие сознания человека не остановилось. Началось осознание того, что коллективный и слаженный труд может увеличить объёмы производства орудий для добычи пропитания и скорость добычи того самого пропитания. То есть, человек стал осознавать такое понятие, как коллектив и общественные потребности. А, благодаря тому, что в коллективе надо было нужно, как- то объясняться между собой, чтоб действия отдельных членов коллектива, например на охоте, были едины, на этом этапе развития появляется необходимость в речи.
В заключение повествования о первых этапах в развитии сознания человека, хотелось бы напомнить читателю – не стоит забывать о том, что именно труд сделал из обезьяны человека! А если не трудиться – может выйти и наоборот!
Статья “Развитие сознания человека” из рубрики | Развитие человека |
Ещё по теме: Теория развития человека
Добро Пожаловать На Мои Соц. Страницы:




